Движение в дорожной отрасли


дорожная отрасль


Не теряет актуальности тема безопасности дорожного движения. Остроты ей придает ряд резонансных ДТП, всколыхнувших республику. Печальную статистику приводит Госавтоинспекция: за январь-май 2020 г. рост количества погибших на республиканских трассах составил 46 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Причины разные. Помимо пресловутого человеческого фактора — нарушение ПДД, технического состояния автотранспортного средства, не последнюю роль играют вопросы обеспечения дорожной инфраструктуры безопасными техническими решениями. Проблема не без внимания. С целью дальнейшего сокращения числа трагедий сегодня принимается ряд оперативных мер.

Безопасные перспективы

Настольной книгой для специалистов дорожной отрасли является Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы. Основополагающая цель документа — повысить совершенствование транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования. С момента вступления Госпрограммы в силу действительно сделано немало: возведены и реконструированы сотни километров республиканских и местных автодорог, отремонтированы и восстановлены многие стратегически важные мосты и путепроводы.

дорожная отрасль


Однако, как отметил во время тематической пресс-конференции в Национальном пресс-центре начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр ГОЛОВНЕВ, немало замечаний продолжает поступать в адрес организаций транспортной инфраструктуры. Ситуацию обещают исправить. Сейчас ведутся разработки новой программы на 2021–2025 годы «Дороги Беларуси», нововведением которой станет раздел, посвященный безопасности.

— Наблюдая за резонансными ДТП, мы пришли к выводу, что организационные меры себя исчерпали. Первоочередная задача — улучшение дорожной инфраструктуры для дальнейшего сокращения трагедий на дорогах Беларуси. Это всемирная тенденция, есть даже шведская амбициозная программа Vision Zero, цель которой — исключить через 10–15 лет трагедии на дороге. Мы этот опыт также перенимаем, — рассказал о планах Александр Головнев.

На днях состоялось заседание Комиссии по безопасности дорожного движения при Совете Министров, на котором широко обсуждались вопросы строительства необходимой инфраструктуры. Одно из ключевых решений — подготовка программы по установке дорожных ограждений на разделительной полосе, препятствующих выезду на полосу встречного движения. Это касается в первую очередь автодорог 1-й категории и наиболее аварийно-опасных участков. Также комиссией принято решение по ликвидации пешеходных переходов на одном уровне с проезжей частью на отдельных скоростных магистралях.

Как было озвучено на пресс-конференции, Минтранс совместно с ГАИ в ближайшее время подготовит документ, который охватит всю дорожную сеть республики.

— На данный момент в стране 700 км дорог 1-й категории не имеют на разделительной полосе барьерных ограждений. Данная проблема выходит далеко за рамки безопасности, она связана с экономикой. Стоимость барьерного ограждения порядка 140 млн белорусских рублей. Поэтому сказать, что сделаем все быстро, будет неправильно, — уточнил специалист.

Безопасная дорожная инфраструктура — тема № 1 и для ГАИ Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Как отметил заместитель начальника управления надзора и регистрационно-экзаменационной деятельности Главного управления ГАИ Дмитрий НАВОЙ, если раньше Госавтоинспекция работала на профилактику ДТП в местах их концентрации, то сейчас таких мест нет. Вопрос здесь решен. Сегодня, по его мнению, пришло время двигаться дальше и менять дорожную инфраструктуру, в частности, заниматься установкой на автодорогах высшей классификации барьерного ограждения, препятствующего лобовым столкновениям.

Внимание! Животные на дороге

Отдельная тема — меры, предотвращающие выход животных на проезжую часть. Происшествия, в которых водители сбивают на дорогах диких зверей, не так уж и редки. Во многих случаях ситуацию предотвратили бы специальные технические решения. Специалисты не скрывают: это самый сложный вопрос, с которым они столкнулись при обустройстве дорог 1-й категории. Самое простое решение — протянуть сетку, однако это недостаточно эффективная мера. Через разрывы-съезды звери попадают на дорогу, а после идут вдоль искусственного ограждения и не могут снова вернуться в лес. Проблему пытались решить путем организации подземных переходов, но они также не стали спасением. Фотоловушки зафиксировали, что их активно используют лишь мелкие животные, а крупные звери под землю не идут. Принято решение действовать комплексно, подключив науку. Минтранс объявил тендер на научную разработку мероприятий, предотвращающих выход животных на трассу.

дорожная отрасль


— Нужны другие переходы — наземные, биопереходы, как в Европе, когда над дорогой путепровод, а на нем растет лес, — отмечает Александр Головнев. — Архитектурный проект экодука уже разработан «Белгипродором». Однако важно точно определить места, где нужно строить подобные инфраструктурные объекты, чтобы они исполняли свою функцию. Есть не только определенные пути миграции, но и места постоянного обитания животных. Национальная академия наук готова с нами работать над этой темой. Думаю, к концу года мы получим первый результат.

В помощь интеллект

Беларусь на пороге создания интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Эксперты убеждают: это весьма эффективный инструмент, позволяющий упорядочить не только транспортное обслуживание, но и жизнь города. Главное — действенные меры в повышении безопасности дорожного движения. Но говорить о масштабной работе по внедрению интеллектуальных систем на дорогах общего пользования пока рано.

— Об эффективности ИТС разумно говорить при интенсивности движения 20 тыс. авто в сутки. До этой отметки дорога саморегулируемая. У нас в стране подобная «массовость» на республиканских дорогах наблюдается лишь на трассе М-1 в пределах 30–40 км от Минска. Предусмотрен лишь начальный этап внедрения ИТС — сбор информации в условиях движения, влиянии погодных условий, качество содержания и состояния дорожного покрытия. Это лишь первый шаг, — подчеркнул Александр Головнев.

дорожная отрасль


Современный подход применят и к масштабной реконструкции трассы М-1, и преобразования ее в автомагистраль международного класса. Концепцию «дороги без ограничений» готовит Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. До 1 сентября документ должен быть согласован со всеми ведомствами и внесен на рассмотрение Главы государства.

— Никаких перекрестков и пешеходных переходов на одном уровне не будет. Не предусмотрены на трассе М-1 и остановочные пункты для общественного транспорта. Автобусы будут заезжать в населенный пункт. Чтобы предотвратить выезд на дорогу тихоходного транспорта, сельхозтехники, параллельно основной трассе для местного движения будут сделаны дублирующие проезды низшей категории. По предварительным подсчетам на модернизацию 606 км М-1 нужно около 1,5 млрд долларов. Деньги большие, поэтому вряд ли удастся сделать это быстро. Строительство дорог — это лакмусовая бумажка развития экономики страны. Все зависит не от желания дорожников, а от бюджетного финансирования, — резюмировал специалист.

По оценке специалистов значительно повысит безопасность дорожного движения реализация концепции «Добрая дорога», рассчитанная до 2025 года. На аварийно-опасных участках улично-дорожной сети продолжат устанавливать островки безопасности, «спящих полицейских», заужать проезжую часть. Улучшится и уличное освещение. Во дворах по-прежнему будут наводить порядок с парковками.

дорожная отрасль


По мнению разработчиков программы «Добрая дорога», приоритет нужно отдавать общественному транспорту, а еще принимать меры по уменьшению загрузки дорог в часы пик, снижать уровень автомобилизации и концентрации транспорта в центральной части города. Активнее внедрять в жизнь элементы интеллектуальной транспортной системы, что позволит в автоматическом режиме управлять дорожным движением, контролировать инциденты, перераспределять потоки в случае ДТП.


Источник информации: Сайт Smp.by
Размещено: 17 июля
Просмотров: 62