Фонды развития строительной отрасли: разбираемся подробно


фонды


Формирование Министерством архитектуры и строительства, облисполкомами и Минским горисполкомом фондов развития строительной отрасли направлено на создание дополнительных условий организациям отрасли по проведению модернизации и технического переоснащения производственных мощностей индустриального домостроения, производству железобетонных изделий, а также обновлению парка строительных машин и механизмов. Предполагается, что формирование фондов не окажет значительного влияния на рост стоимости объектов строительства.
 
Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» (далее — Указ № 259) поручено создать республиканский и региональные фонды развития строительной отрасли. Указ № 259 вступает в силу с 1 сентября 2021 г. (за исключением отдельных положений), однако представляется возможным подробно рассмотреть его нормы уже сейчас.

Наименование и статус

Предусмотрено, что республиканский фонд развития строительной отрасли — это фонд Министерства архитектуры и строительства, региональные фонды развития строительной отрасли — фонды облисполкомов и Минского горисполкома (п. 1 Указа № 259).

В целях аккумулирования средств республиканского и региональных фондов развития строительной отрасли на едином казначейском счете этим фондам придан статус «внебюджетных».

Вместе с тем в законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие и правовой статус внебюджетных фондов. Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее — Бюджетный кодекс) закреплено понятие и правовой статус государственного внебюджетного фонда. Так, в соответствии с п. 1.27 ст. 2 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 20 Бюджетного кодекса создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляется Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Так, на практике механизм формирования и использования внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» (далее — Указ № 357), согласно которому облисполкомы и Минский горисполком формируют внебюджетные инвестиционные фонды.

Изданию Указа № 259 предшествовал значительный износ парка строительных машин и механизмов строительных организаций республиканской и коммунальной форм собственности, который составляет более 70 %, в связи с чем организациям строительной отрасли по проведению модернизации и технического переоснащения производственных мощностей индустриального домостроения, производству железобетонных изделий, а также для обновления парка строительных машин и механизмов необходима финансовая поддержка.

Учитывая изложенное, финансирование указанных расходов планируется осуществлять за счет средств республиканского и региональных внебюджетных фондов развития строительной отрасли.

Порядок и цели использования фондов

Указ № 259 определяет создание фондов развития строительной отрасли, порядок и цели их использования.

Так, Указом № 259 установлено, что на период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2025 г. создаются республиканский и региональные внебюджетные фонды развития строительной отрасли (далее — фонды развития):

— республиканский фонд развития — Министерства архитектуры и строительства;
— региональные фонды развития — облисполкомов и Минского горисполкома.

Отчисления в фонды развития юридическими лицами — генеральный подрядчик, подрядчик, субподрядчик относятся на себестоимость строительных работ, выполненных собственными силами. Указанные отчисления не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли.

Средства фондов развития подлежат учету на едином казначейском счете в установленном порядке без включения их в состав доходов и расходов республиканского и местных бюджетов.

Справочно.

В целях аккумулирования средств республиканского и региональных фондов развития на едином казначейском счете этим фондам придан статус «внебюджетных». Согласно действующему законодательству порядок учета средств внебюджетных фондов на едином казначейском счете имеет ряд бесспорных преимуществ, одним из которых является то, что Министерством финансов гарантируется безопасность и сохранность данных средств на уровне, превышающем уровень безопасности функционирования банков, в том числе государственных.

Учет средств фондов развития на едином казначейском счете предусмотрен аналогично учету средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, формируемых в соответствии с Указом № 357.

Установлена персональная ответственность за целевое использование денежных средств фондов развития — на руководителей (председателей) комиссий, создаваемых соответственно Минстройархитектуры, облисполкомами и Минским горисполкомом, за целевое использование полученных денежных средств фондов развития — на руководителей организаций строительной отрасли.

Советом Министров Республики Беларусь будут определены:

— порядок взыскания денежных средств, не перечисленных или несвоевременно перечисленных заказчиками, порядок взыскания использованных не по целевому назначению организациями строительной отрасли средств фондов развития, а также порядок зачета (возврата) денежных средств, излишне перечисленных (взысканных) в фонды развития строительной отрасли;

Справочно.

Данный порядок также будет предусматривать, что в случае добровольного перечисления (уплате) платежей в фонды развития решения (распоряжения) Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома о бесспорном взыскании будут ими отозваны не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения документов, свидетельствующих об  исполнении платежей.

— порядок работы комиссий Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома, и принятия этими комиссиями решений о выделении денежных средств из фондов развития строительной отрасли.

Справочно.

Данным порядком будут определены задачи и функции комиссий, проведение заседаний комиссий, форма голосования, значения критериев отбора организаций — заявителей на получение денежных средств фондов развития, форма голосования, оформление протокола.

Порядок формирования и использования средств фондов развития установлены в Положении о порядке формирования и использования средств республиканского и региональных внебюджетных фондов развития строительной отрасли, утвержденном Указом № 259 (далее — Положение).

Для целей Указа № 259 приведено подстрочное примечание к преамбуле Указа № 259, что понимается под организациями строительной отрасли.

Справочно.

Подстрочное примечание соответствует преамбуле Указа № 259 и направлению денежных средств фондов развития в соответствии с Положением. Денежные средства фондов развития будут направляться не только организациям, осуществляющим строительную деятельность, но и организациям, занимающимся производством железобетонных изделий, так как организации индустриального домостроения выполняют не только строительную деятельность, но и производят строительные материалы из железобетона.

Положением предусмотрено

Формирование фондов развития осуществляется за счет отчислений, производимых юридическими лицами — генеральными подрядчиками, подрядчиками, субподрядчиками (далее — подрядные организации) в размере 1,0 % от стоимости строительных и иных специальных монтажных работ (далее — строительные работы), выполненных ими в отчетном месяце собственными силами, по объектам строительства, по которым в сводном сметном расчете стоимости строительства в неизменной договорной (контрактной) цене строительства предусмотрены средства на указанные отчисления (п. 2 Положения).

Справочно.

Предусмотренный размер отчислений (1,0 %) и механизм формирования фондов развития позволит сформировать в течение с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2025 г. необходимый объем денежных средств на цели, установленные в Положении, и не окажет значительного влияния на рост стоимости объектов строительства.

В 2015–2018 годах Правительством Республики Беларусь ежегодно принимались решения о представлении субъектам хозяйствования права не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов в качестве временной меры в целях создания условий для эффективной работы субъектов хозяйствования.

В целях преодоления негативных последствий сложившейся эпидемиологической ситуации в мире принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году».

Организациями в целях снижения себестоимости продукции, работ, услуг ежегодно принимались решения о неначислении амортизации полностью либо частично в отношении объектов основных средств и нематериальных активов.

Это свидетельствует о том, что амортизационных отчислений в качестве источника возобновления основных средств недостаточно.

При этом фонд развития Минстройархитектуры формируется за счет отчислений подрядных организаций, входящих в его систему, а фонды развития облисполкомов и Минского горисполкома за счет отчислений подрядных организаций, зарегистрированных на территории соответствующих областей и г. Минска независимо от форм собственности и подчиненности, за исключением подрядных организаций, входящих в систему Минстройархитектуры.

На формирование фондов развития юридическими лицами — заказчиками, застройщиками в строительной деятельности, за исключением организаций, зарегистрированных в качестве резидентов свободных (особых) экономических зон (далее — заказчики), предусматриваются по объектам, строительство которых начинается с 1 сентября 2021 г., в сводном сметном расчете стоимости строительства объектов в неизменной договорной (контрактной) цене строительства средства в размере 1,0 % от стоимости строительных работ.

При этом средства на формирование фондов развития (1,0 % от стоимости строительных работ) заказчиками в сводном сметном расчете стоимости строительства объектов в неизменной договорной (контрактной) цене строительства не предусматриваются, и отчисления в фонды развития подрядными организациями не производятся при строительстве:

— жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая индивидуальную;
— объектов, строящихся с использованием средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных государственных средств, имеющих целевое назначение;

Справочно.

Иные государственные средства — это государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды.

— внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
— кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также кредитов банков, погашение которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Во избежание образования задолженности в фонды развития и обеспечения своевременного перечисления денежных средств в фонды развития установлено, что заказчики в строительной деятельности ежемесячно не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным:

— производят на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску перечисление денежных средств в размере 1,0 % от стоимости выполненных в отчетном месяце подрядными организациями строительных работ с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов;
— представляют подрядным организациям копии платежных поручений по перечислению денежных средств (в размере 1,0 %).

За неперечисление или несвоевременное перечисление денежных средств в размере 1,0 % в фонды развития заказчики несут ответственность в виде уплаты пени. Также предусмотрено, что данные денежные средства, не перечисленные в порядке, установленном Положением, в фонд развития, и начисленная пеня взыскиваются в бесспорном порядке в бюджет соответствующих фондов развития по решению Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома.

В целях упрощения и сокращения сроков проведения закупок товаров, работ, услуг за счет средств фондов развития Положением предусмотрено, что организации строительной отрасли осуществляют закупки товаров, работ, услуг за счет средств фондов развития в порядке, установленном для закупок за счет собственных средств (п. 14 Положения).

Средства фондов развития, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в бесспорном порядке в бюджет соответствующих фондов развития с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты их получения по дату возмещения (взыскания) по решению Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома.

В случае добровольного возмещения использованных не по целевому назначению средств фондов развития начисление процентов производится в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка на дату их уплаты за каждый день с даты их получения по дату уплаты (п. 13 Положения).

Распорядителями средств фондов развития являются Минстройархитектуры, облисполкомы и Минский горисполком.

Установлено, что Минстройархитектуры, облисполкомы и Минский горисполком средства фонда развития будут выделять на безвозвратной основе и только организациям строительной отрасли (п. 11 Положения).


Источник информации: https://smp.by
Размещено: 19 июля
Просмотров: 61